О правильном и «заочном» отпевании.

15.11.2018 13:40

Согласно Священному Писанию, Церковь – это Тело Христово, сплоченность всех умерших и живых в Боге. Церкви дано право от имени Господа и по Его благодати молиться за усопших и приносить бескровное жертвоприношение за них на Божественной Литургии. Церковь провожает покойника в последний путь особенным чином молитв – погребением (или, как говорят в народе, отпеванием).

Иногда мы задаемся вопросом возможно ли изменение с душой человека после его телесной смерти? Библия говорит, что «да, возможно»: «Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,32). Т.е. из этих слов видно, что прощение может быть не только сейчас, но и в будущем веке. Если бы за гробом не было изменения души, не было бы и благовествования: «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (Петр.3,19). Христос сошел в ад и проповедовал Евангелие в аду тем, кто там находился. И это были не бесы, а именно души умерших. Вечность еще не начинается для человека после его смерти, вечность наступит только после Страшного Суда. Смерть до Суда не есть вхождение в вечность. Души убиенных пребывали во времени: «Сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время» (Откр.6,11). Зачем Христос имеет ключи от ада? (Откр. 1,18). Ключами что делают? Не только закрывают, но и открывают. Поэтому пусть никто не сомневается в важности молитв Церкви. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф.18,19). Из книги Деяний Апостольских мы видим, что сила молитв Церкви велика (Деян. 12, 1-19) и может совершать даже чудеса.

Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения. «Молитесь друг за друга» (Иак.5,16), – заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Поэтому Церковь объединяет в себе, в свое литургической жизни и молитвы о нуждах живущих людей, и молитвы о уже усопших.

По сложившейся традиции усопший удостаивается церковного погребения только на третий день после смерти, хотя в зависимости от обстоятельств эта традиция может быть изменена. Значение христианского погребения очень велико. Хотя нужно понимать, что отпевание – это не магическая процедура, а молитва близких людей над почившим, посредством которой они выражают почитание, уважение и любовь к умершему. Кроме того, своей молитвой близкие помогают душе усопшего справиться с испытаниями, которые она должна преодолеть на пути восхождения к Богу.

Проводить отпевание может только рукоположенный священнослужитель, имеющий право совершать церковные таинства. Проводится оно только для православных христиан в православном храме.

К сожалению, в ХХ веке в силу различных причин появилось т.н. «заочное отпевание» – нонсенс, существующий даже до сего дня. На самом деле такого понятия не существует, ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного в церкви, которую он посещал при жизни и прихожанином которой был. В этом заключен глубокий смысл – тело умершего, которое было сосудом, вместилищем для его души, в последний раз приносят в церковь, чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Божие. Поэтому до 1941 года подобная формулировка («заочное отпевание») даже никогда не встречалась, но Великая Отечественная Война внесла свои коррективы. В церковь часто стали приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память стало «заочное» отпевание. Священнослужители шли на встречу горюющим близким, и проводили обряд «заочно». Хотя на самом деле «заочное» отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.

Как мы уже уточняли, совершение обряда отпевания не имеет смысла без тела покойного. Однако, в некоторых случаях священники идут на уступки убитым горем родственникам. Это касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом церкви и священнослужителей. В этих случаях в виде исключения единственным выходом является «заочное» отпевание усопших. Совершенно недопустимо, когда родственники усопшего ограничиваются лишь тем, что посылают кого-то из знакомых в ближайшую церковь, чтобы «взять там земельку». Даже если есть причины для совершения «заочного» отпевания, то все равно на нем должны присутствовать все родственники и молиться, иначе отпевание превращается в профанацию, а значит, и в кощунство, становится греховным.

Иногда, также в исключительных случаях, отпевание усопшего допускается дома, в крематории или зале ритуальных услуг. В некоторых случаях оно происходит в кладбищенских часовнях, если они стоят на его территории. Но нужно понимать, что более правильное отпевание – совершенное в церкви. В церкви человек начинает свою жизнь (в таинстве Крещения), в церкви он её проводит (принимая участие в других таинствах) и в церкви же её заканчивает.

Конечно же, пережить уход из жизни близкого человека очень сложно. Но, главное, что должны помнить православные христиане – смерть не является концом, она всего лишь переход души в другой мир. Поэтому христиане спокойно думают о смерти, спокойно готовятся к ней, спокойно, даже с радостью встречают ее. С апостолом Павлом они говорят: «живем ли мы, для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем, и потому – живем ли или умираем – всегда Господни» (Рим.14,8). «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Влечет меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1, 21, 23). Страшны только грехи, с которыми мы должны будем предстать пред Господом и которые могут разлучить душу от Бога. А посему необходимо прожить достойно то, что отмерено нам Господом, чтобы за границей земного бытия снова встретиться со всеми теми, кого мы так любили в этой жизни.

 

Настоятель Кафедрального собора

прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких

иеромонах Марк

 

180 просмотров
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Архиерейское подворье Кафедральный собор храм Рождества Христова